Кто захоронен возле Храма
Кого принято хоронить на территории храма?
Некоторые люди, впервые увидев могилы вблизи церквей, очень удивляются и даже пугаются. Что это за традиция? Кого принято хоронить на территории храма?
На территории храма хоронят священнослужителей, настоятелей храмов. И хоронят именно у стен того храма, где они служили. Почему? Чтобы священнослужитель навсегда остался со своим приходом. Чтобы прихожане, проходя мимо, молились за него и поминали его добрым словом.
Традиция — погребать у храма и внутри храма — появилась с принятием христианства. Считалось, что если человек захоронен под сводами храма, то над его телом ежедневно совершаются молитвы, и это благотворно влияет на его душу, которая находится в загробном мире.
Внутри церкви было принято хоронить святых и мучеников, представителей высших церковных чинов, а также князей.
Позже представители аристократического сословия в церквях и на её территории стали устраивать семейные склепы. Чтобы быть погребённым именно в церкви, зажиточные люди строили на своих землях церкви.
С течением времени в церквях хоронить перестали, но продолжили погребать возле храмов.
По указу Петра I. от 10 октября 1723 г., в связи с переполнением кладбищ при церквах и монастырях, был внесен запрет на погребение внутри городов всех лиц, кроме знатных персон. Остальных умерших предписывалось хоронить в монастырях и при приходских церквях за чертой города. Однако должного контроля над соблюдением закона организовано не было. После смерти Петра I «вековой обычай похоронять покойников при церквах приходских остался без изменения» — его запрет на погребение рядом с церквями в черте города перестал соблюдаться.
Указ Святейшего синода от 12 апреля 1833 г. гласил: «...при церквах, находящихся в селениях, но не в самых церквах дозволять погребать тела местных протоиереев и священников, честно и безпорочно проходивших свое служение и христиански скончавшихся. Что ж касается прочих лиц, погребение оных при церквах в селениях допускать сколько можно реже и не иначе, как по особенному разрешению епархиального архиерея и по самым уважительным причинам, как то: в благодарность создавшему храм своим иждивением, или обезпечившему содержание причта и при том имевшему житие благозаконное и кончину не постыдную».
Во втором случае консистория рассматривала дела лиц, которые желали в непродолжительном будущем быть похороненными в ограде церкви. Такие запросы рассматривались более тщательно. Несмотря на то, что таких дел меньшинство, они наиболее информативны в плане анализа механизма принятия решений по таким экстраординарным делам.
Белоевская Власиевская церковь начата строительством в 1858 году на средства графа Строганова в имении графини Строгановой и продолжалась до выхода крестьян из крепостной зависимости. После чего данная церковь достраивалась на средства Белоевских прихожан, окочена стройка была в 1868 году. Церковь освящена 22 декабря 1868 года, закрыта в 1937. В 2000-х возвращена верующим. С января 2016 года ведутся работы по восстановлению церкви.
По прошествии многих лет у жителей села возник вопрос о захоронении в церковной ограде. Пока не найдено документальных свидетельств о существовании могил, где они могли быть, сколько их, кто в них похоронен? Лишь домыслы о том, что среди деревьев церковного парка проложена тропинка между могил, а некоторые из проходящих по ней могли различить очертания могильных плит.
Для историков-архивистов наверное нетрудно выяснить любую информацию, ответить на любой вопрос. Для меня в ходе исследования по вопросу «Кто захоронен в церковной ограде Власиевской церкви?» возник ещё ряд вопросов: 1. Если приходская церковь для жителей Белоево была в с Отево, то где хоронили Белоевцев, в Отево? 2. Если по Закону нельзя хоронить в пределах населённого пункта, хоронили ли около Белоевской церкви? 3.Если хоронили, то в каком месте? 4.Есть Белоевское, так называемое старое кладбище, когда там начали и закончили хоронить? 5. Когда было открыто для захоронения действующее кладбище в с.Белоево?
Вопросов много, но попробуем ответить на главный. Где можно найти интересующую информацию? Конечно же в музее и архиве. И совсем необязательно для этого ехать в г. Пермь или г.Кудымкар.
На сайте Государственного архива Пермского края «Поколения Пермского края» представлены электронные образы метрических книг, исповедальных ведомостей, ревизских сказок Пермской губернии. https://pokolenia.permkrai.ru/
На информационном портале Агентства по делам архивов Пермского края «Архивы Прикамья» содержаться сведения о фондах архивных учреждения Пермского края. На портале предусмотрена удобная поисковая система по заголовкам дел архивных учреждений. В системе также размещаются цифровые копии архивных дел, в том числе содержащих генеалогическую информацию, тематические базы данных, электронные выставки и новостные материалы архивных учреждений. https://archives.permkrai.ru/
В Коми-Пермяцком окружном государственном архиве в Фонде №4 хранятся материалы Белоевской Власиевской церкви Соликамского уезда Пермской губернии, это Реестр о расходе денег при постройке церкви в селе Усть-Бородок купцом Герасимом Онуфриевым; Книга регистрации исповедей прихожан церковно-служителями Белоевской Власиевской церкви; Годовой отчет о деятельности Белоевской Власиевской церкви; Книга прихода и расхода денежных сумм по церкви; Указы Пермской Духовной Консистории, присланные для сведения; Метрические книги.
Метрическая книга — это реестр, книга для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей) в России в период с начала XVIII века по 1918 год. Метрическая книга рассчитывалась на год и состояла из трёх частей: «О родившихся»; «О бракосочетавшихся»; «О умерших». Метрические книги велись уполномоченными духовными лицами в двух экземплярах: один оставался на хранении в церкви, второй отсылался в архив консистории.
Записи о рождении вносились в метрическую книгу во время крещения. Они содержат дату крещения, имя ребенка, родителей (либо только отца) и восприемников — крестных родителей (во многих случаях это были родственники, что может быть очень полезно в генеалогических поисках).
Порядку заключения браков уделялось особое внимание, чтобы не допустить вступления в повторный брак или кровосмешения. Записи о браке содержат имена и возраст жениха и невесты, а также имена поручителей (свидетелей).
В записях о смерти указывается возраст умершего и причина смерти. А также, самое главное для нас, указывается место, где умерший захоронен -на приходском кладбище или в церковной ограде.
Были просмотрены 40 Метрических книг. На сайтах, да и самом архиве Книги начинаются с 1870 года. Нет книг за 1871, 1872 (нет третьей части), 1873, 1874, 1875, 1877, 1877, 1886,1903 (нет третьей части с мая месяца). В результате исследования выявлено 4 захоронения в церковной ограде.
1870 г., стр.85, запись № 19, от 6 апреля. Ананьевой крестьяние Григорий Ананьевич Бражкин 75 лет от старости. Совершил погребение иерей, священник Иоанн (фамилия неразборчиво) в церковной ограде.
https://pokolenia.permkrai.ru/books/view/23115#85
1870 г., стр.85, запись №18, от 15 апреля. Проживающая в Белоево Соликамская вдовая мещанка Евдокия Стефановна Пономарёва 65 лет от старости. Совершил погребение священник Афанасий Попов в церковной ограде.
https://pokolenia.permkrai.ru/books/view/23115#85
1870 г., стр 97, запись №55, от 25 августа. Проживающего в селе Белоево Кувинского мастерового Петра Семёнова Коровина сын Василий 5 месяцев от поноса. Совершил погребение священник Афанасий Попов в церковной ограде.
https://pokolenia.permkrai.ru/books/view/23115#97
1884 г., стр.71, запись №8 от 27 января. Личного почётного гражданина жившего в Белоевском селе Фёдора Петрова Знаменского дочь Евдокия 0,5 г. от худобы. Совершил погребение священник Фёдор Щергин в церковной ограде. Без дозволения священника вырытой.
№https://pokolenia.permkrai.ru/books/view/23122#71
Вывод: отсутствие недостающих Метрических книг возможно объясняет малое количество захоронений в церковной ограде возле Белоевского Храма. Возможно в первые годы после открытия церкви захоронений было больше.
Старое кладбище закрыто. По закону использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории не допускается.
Карандашова Л.В.
Некоторые люди, впервые увидев могилы вблизи церквей, очень удивляются и даже пугаются. Что это за традиция? Кого принято хоронить на территории храма?
На территории храма хоронят священнослужителей, настоятелей храмов. И хоронят именно у стен того храма, где они служили. Почему? Чтобы священнослужитель навсегда остался со своим приходом. Чтобы прихожане, проходя мимо, молились за него и поминали его добрым словом.
Традиция — погребать у храма и внутри храма — появилась с принятием христианства. Считалось, что если человек захоронен под сводами храма, то над его телом ежедневно совершаются молитвы, и это благотворно влияет на его душу, которая находится в загробном мире.
Внутри церкви было принято хоронить святых и мучеников, представителей высших церковных чинов, а также князей.
Позже представители аристократического сословия в церквях и на её территории стали устраивать семейные склепы. Чтобы быть погребённым именно в церкви, зажиточные люди строили на своих землях церкви.
С течением времени в церквях хоронить перестали, но продолжили погребать возле храмов.
По указу Петра I. от 10 октября 1723 г., в связи с переполнением кладбищ при церквах и монастырях, был внесен запрет на погребение внутри городов всех лиц, кроме знатных персон. Остальных умерших предписывалось хоронить в монастырях и при приходских церквях за чертой города. Однако должного контроля над соблюдением закона организовано не было. После смерти Петра I «вековой обычай похоронять покойников при церквах приходских остался без изменения» — его запрет на погребение рядом с церквями в черте города перестал соблюдаться.
Указ Святейшего синода от 12 апреля 1833 г. гласил: «...при церквах, находящихся в селениях, но не в самых церквах дозволять погребать тела местных протоиереев и священников, честно и безпорочно проходивших свое служение и христиански скончавшихся. Что ж касается прочих лиц, погребение оных при церквах в селениях допускать сколько можно реже и не иначе, как по особенному разрешению епархиального архиерея и по самым уважительным причинам, как то: в благодарность создавшему храм своим иждивением, или обезпечившему содержание причта и при том имевшему житие благозаконное и кончину не постыдную».
Во втором случае консистория рассматривала дела лиц, которые желали в непродолжительном будущем быть похороненными в ограде церкви. Такие запросы рассматривались более тщательно. Несмотря на то, что таких дел меньшинство, они наиболее информативны в плане анализа механизма принятия решений по таким экстраординарным делам.
Белоевская Власиевская церковь начата строительством в 1858 году на средства графа Строганова в имении графини Строгановой и продолжалась до выхода крестьян из крепостной зависимости. После чего данная церковь достраивалась на средства Белоевских прихожан, окочена стройка была в 1868 году. Церковь освящена 22 декабря 1868 года, закрыта в 1937. В 2000-х возвращена верующим. С января 2016 года ведутся работы по восстановлению церкви.
По прошествии многих лет у жителей села возник вопрос о захоронении в церковной ограде. Пока не найдено документальных свидетельств о существовании могил, где они могли быть, сколько их, кто в них похоронен? Лишь домыслы о том, что среди деревьев церковного парка проложена тропинка между могил, а некоторые из проходящих по ней могли различить очертания могильных плит.
Для историков-архивистов наверное нетрудно выяснить любую информацию, ответить на любой вопрос. Для меня в ходе исследования по вопросу «Кто захоронен в церковной ограде Власиевской церкви?» возник ещё ряд вопросов: 1. Если приходская церковь для жителей Белоево была в с Отево, то где хоронили Белоевцев, в Отево? 2. Если по Закону нельзя хоронить в пределах населённого пункта, хоронили ли около Белоевской церкви? 3.Если хоронили, то в каком месте? 4.Есть Белоевское, так называемое старое кладбище, когда там начали и закончили хоронить? 5. Когда было открыто для захоронения действующее кладбище в с.Белоево?
Вопросов много, но попробуем ответить на главный. Где можно найти интересующую информацию? Конечно же в музее и архиве. И совсем необязательно для этого ехать в г. Пермь или г.Кудымкар.
На сайте Государственного архива Пермского края «Поколения Пермского края» представлены электронные образы метрических книг, исповедальных ведомостей, ревизских сказок Пермской губернии. https://pokolenia.permkrai.ru/
На информационном портале Агентства по делам архивов Пермского края «Архивы Прикамья» содержаться сведения о фондах архивных учреждения Пермского края. На портале предусмотрена удобная поисковая система по заголовкам дел архивных учреждений. В системе также размещаются цифровые копии архивных дел, в том числе содержащих генеалогическую информацию, тематические базы данных, электронные выставки и новостные материалы архивных учреждений. https://archives.permkrai.ru/
В Коми-Пермяцком окружном государственном архиве в Фонде №4 хранятся материалы Белоевской Власиевской церкви Соликамского уезда Пермской губернии, это Реестр о расходе денег при постройке церкви в селе Усть-Бородок купцом Герасимом Онуфриевым; Книга регистрации исповедей прихожан церковно-служителями Белоевской Власиевской церкви; Годовой отчет о деятельности Белоевской Власиевской церкви; Книга прихода и расхода денежных сумм по церкви; Указы Пермской Духовной Консистории, присланные для сведения; Метрические книги.
Метрическая книга — это реестр, книга для официальной записи актов гражданского состояния (рождений, браков и смертей) в России в период с начала XVIII века по 1918 год. Метрическая книга рассчитывалась на год и состояла из трёх частей: «О родившихся»; «О бракосочетавшихся»; «О умерших». Метрические книги велись уполномоченными духовными лицами в двух экземплярах: один оставался на хранении в церкви, второй отсылался в архив консистории.
Записи о рождении вносились в метрическую книгу во время крещения. Они содержат дату крещения, имя ребенка, родителей (либо только отца) и восприемников — крестных родителей (во многих случаях это были родственники, что может быть очень полезно в генеалогических поисках).
Порядку заключения браков уделялось особое внимание, чтобы не допустить вступления в повторный брак или кровосмешения. Записи о браке содержат имена и возраст жениха и невесты, а также имена поручителей (свидетелей).
В записях о смерти указывается возраст умершего и причина смерти. А также, самое главное для нас, указывается место, где умерший захоронен -на приходском кладбище или в церковной ограде.
Были просмотрены 40 Метрических книг. На сайтах, да и самом архиве Книги начинаются с 1870 года. Нет книг за 1871, 1872 (нет третьей части), 1873, 1874, 1875, 1877, 1877, 1886,1903 (нет третьей части с мая месяца). В результате исследования выявлено 4 захоронения в церковной ограде.
1870 г., стр.85, запись № 19, от 6 апреля. Ананьевой крестьяние Григорий Ананьевич Бражкин 75 лет от старости. Совершил погребение иерей, священник Иоанн (фамилия неразборчиво) в церковной ограде.
https://pokolenia.permkrai.ru/books/view/23115#85
1870 г., стр.85, запись №18, от 15 апреля. Проживающая в Белоево Соликамская вдовая мещанка Евдокия Стефановна Пономарёва 65 лет от старости. Совершил погребение священник Афанасий Попов в церковной ограде.
https://pokolenia.permkrai.ru/books/view/23115#85
1870 г., стр 97, запись №55, от 25 августа. Проживающего в селе Белоево Кувинского мастерового Петра Семёнова Коровина сын Василий 5 месяцев от поноса. Совершил погребение священник Афанасий Попов в церковной ограде.
https://pokolenia.permkrai.ru/books/view/23115#97
1884 г., стр.71, запись №8 от 27 января. Личного почётного гражданина жившего в Белоевском селе Фёдора Петрова Знаменского дочь Евдокия 0,5 г. от худобы. Совершил погребение священник Фёдор Щергин в церковной ограде. Без дозволения священника вырытой.
№https://pokolenia.permkrai.ru/books/view/23122#71
Вывод: отсутствие недостающих Метрических книг возможно объясняет малое количество захоронений в церковной ограде возле Белоевского Храма. Возможно в первые годы после открытия церкви захоронений было больше.
Старое кладбище закрыто. По закону использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории не допускается.
Карандашова Л.В.